Традиционные и инновационные подходы к преподаванию химии
в профильных и предпрофильных классах
Начну немного издалека. Прежде всего, хочу отметить, что химия — весьма своеобразная часть естествознания. Это не совсем классическая наука, в которой, как, например, в физике, зная ряд законов, можно объяснить поведение объекта и даже предсказать это поведение. Химия во многом ближе к гуманитарному образу мысли и даже к искусству, где тоже невероятное количество фактов, которые совершенно невозможно расставить по полочкам и «вывести» один из другого. Это обилие плохо логически связанного материала является причиной частой нелюбви школьников к урокам химии. Химию любят или хотя бы готовы ею заниматься только школьники, которых каким-то, почти чудесным образом влюбили в этот предмет настоящие учителя. А ведь химия — это главная практическая дисциплина, потому что всё вокруг нас, включая и нас самих, — это химия! Уверена, что химия входит в некий набор знаний, который необходим каждому образованному человеку, что начала термодинамики и «Гамлет» — это вещи равнозначные по ценности для культурного человека, а отговорка «Ой, я не знаю формулу спирта, химия мне в школе не нравилась» кажется мне просто странной. К счастью, в школах нашей страны пока есть отдельный предмет «химия», достаточно серьёзная школьная программа и профильные классы, в которых изучают этот замечательный предмет.
Давайте попробуем понять, зачем учитель и ученики встречаются на уроках химии. К сожалению, большинство школьников и их родителей бодро перечислят цели изучения предмета в следующем порядке:
а) для прохождения ЕГЭ, чтобы поступить в вуз;
б) для подготовки к школьным и студенческим интеллектуальным олимпиадам и конкурсам;
в) для того, чтобы осознанно выбирать материалы для пользования в повседневном быту и не быть заложником рекламы и недобросовестных СМИ;
г) для того, чтобы иметь «химическое мышление» и получить в дальнейшем техническую специальность;
д) для развития естественнонаучного мировоззрения.
И это катастрофа! Для учителя значимость целей следует в обратном порядке, а первые два пункта, строго говоря, и не цели, а скорее средства. Над этим приходится постоянно работать, но факт остаётся фактом: не всегда согласуются «приземлённые» цели учеников с теми высокими, что определяем себе мы и ставит перед учителем химии государство во ФГОС нового поколения. Сложность заключается в том, что ученики, у которых различные цели, учатся в одном классе и по всем направлениям преподаватель должен работать одновременно. В каждом из этих направлений есть свои задачи. Каждое предполагает разные стратегии преподавания, поскольку результат должен быть разным. А для этого учитель обязан в совершенстве владеть теорией и практикой личностно-ориентированного обучения. Знания, умения и навыки как конечный и некогда высший результат обучения теперь не самоцель, а средство развития индивидуальности.
Сколько времени для достижения поставленных целей нужно? В СССР химию учили два часа в общеобразовательных школах и шесть часов в профильных классах, а теперь и на профиль — три часа. И никто не ответит на вопрос, почему не четыре, например. Есть и другие вопросы, которые пока остаются без ответа. Так, психология образования мало подсказывает дидактических приёмов для обучения современных, сильно изменившихся за последнее десятилетие школьников.
Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования. Здесь тоже, на мой взгляд, всё не так уж безоблачно. Проблема состоит в том, что люди в очень юном возрасте вынуждены решать, чем они хотят точно заниматься в жизни, и фокусируют все свое внимание на двух-трех предметах, что не способствует расширению кругозора. Ещё сложнее переучивать себя, обнаружив необходимость изменить направление профессионального выбора. Однако эти минусы становятся менее значительными, если достигнута одна из главных целей обучения в профильных классах – воспитан человек с высоким интеллектуальным потенциалом.
Профильное обучение в старших классах, закреплённое в новых ФГОС, это не инновация, спущенная сверху, а уже доказавший эффективность опыт работы многих образовательных учреждений, в том числе и МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска». В нашей школе более десяти лет ежегодно открывались классы химико-биологического направления, их выпускники успешно поступали в вузы на медицинские, экологические, химические специальности. Последние три года холдинг ФОСАГРО набирает на базе школы № 5 классы физико-химического профиля, в которых я преподаю химию и в первом выпуске была классным руководителем. Не сомневаюсь, что у многих из вас сейчас пропал интерес к моему докладу, а возможно, и появилось раздражение в ожидании «пафосной показухи». Нет и нет. Уверяю вас, для учителя химии работать в таком классе – это шанс почувствовать, как должно выглядеть современное химическое образование, получить ориентир, к которому нужно стремиться. Но и соответствовать, разумеется, тоже. Возникла необходимость в кратчайшие сроки гармонизировать свою работу с идеями системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;
· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
· построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основной дидактической единицей учебного процесса остался урок. Но где же инновация? Урок стал более подвижным, динамичным, насыщенным, творческим. Активное, совместное со школьниками, целеполагание, самостоятельная работа, эвристическая деятельность и самооценка делают урок результатом общего для учителя и учеников труда. Понимая, что и зачем они делают, ученики не менее учителя стремятся к результативности урока. А осознание умения учиться самостоятельно их просто окрыляет. Это можно было наблюдать в прошлом учебном году в 11 классе на открытом интегрированном уроке по теме «Электролиз». Тема на тот момент ещё не изучалась ни на уроках химии, ни на уроках физики и была объявлена классу непосредственно на занятии, но уже через десять минут в зависимости от личных компетенций и предпочтений учениками были сформированы временные и постоянные группы, закипела активная работа всех «винтиков» единого механизма. Изучение невидимого глазу движения электронов вызывало у школьников неподдельный восторг! А нам, трём учительницам химии, физики и математики, призванным стать консультантами, было даже немного обидно: мы почти не понадобились. Надо ли говорить о том, что выпускники этого класса ныне успешные студенты лучших вузов страны?
Специально подготовленные нестандартные уроки провожу нечасто, но элемент удивления, неожиданности, «чуда» стараюсь включить в любой урок. С точки зрения используемых технологий, все мои уроки являются комбинированными. Какие из них и насколько инновационны? Технология развития критического мышления – это технология моего мышления, я по её правилам живу. Технология организации исследовательской деятельности – это основа предмета, без её использования качественный урок химии невозможен. ИКТ-технологии внедрило время, без них не то что образование, повседневная жизнь стала немыслима. Технология проблемного обучения всегда была в арсенале хорошего учителя, она неизменно успешна. Но и в этих, казалось бы, освоенных технологиях постоянно обновляю инструментарий, находя бесчисленное количество инноваций у других учителей и в методической литературе, иногда случаются и личные находки. Инновации я ищу не только у химиков, но и у учителей других предметов. Совершенно инновационной для меня стала технология кейсов, с которой впервые познакомилась у коллеги по школе, учителя русского языка и литературы. И теперь в моём арсенале есть кейсы с забавными химическими стихотворениями, которые «маскируют» совсем нешуточные химические задания.